Архив журнала Моделист-Конструктор
СОЗДАННЫЙ ДЛЯ ПЕРЕЛЕТОВ
|
АИР-3 "Пионерская правда"
АИР-3 - это двухместный подносный моноплан-парасоль, с крылом толстого профиля Прандтль (Геттинген) № 387. Крыло неразъемное, состоит из двух лонжеронов и набора нервюр. Крепление его к фюзеляжу - четырьмя стойками с расчалками и двумя парами подкосов. Средняя часть крыла прямоугольной формы в плане постоянного профиля, консоли - трапециевидные, переменной толщины, с закругленными законцовками.
Лонжероны коробчатые, неразрезные. Их полки в средней части крыла имеют постоянное сечение, а на консолях - переменное. Стенки лонжеронов - из фанеры толщиной 2 им, вблизи консольного узла - 3 мм. В местах установки башмаков крепления крыла лонжерон усилен клееными бобышками. Башмаки стальные, сварные.
Нервюры двутаврового сечения установлены с шагом 300 мм на центроплане и с шагом 245 мм - на консолях. Материал - липовые рейки сечением 6x6 мм и фанера толщиной 1мм.
Расчалок внутри крыла нет, а жесткость на кручение создается фанерной обшивкой передней части крыла от заднего лонжерона через переднюю кромку до нижней части переднего лонжерона. В месте установки баков центроплан защищен фанерой только снизу.
Элероны с убывающей хордой представляют собой весьма жесткие фанерные короба. Крепление их к дополнительному лонжерону крыла на трех шарнирах.
Подкосы и стойки сделаны из стальных каплевидных в сечении труб сечением 32x64 мм.
Фюзеляж деревянный, прямоугольного сечения, собирается на четырех лонжеронах. Носовая и хвостовая его части обшиты фанерой, средняя расчалена рояльной проволокой и обтянута полотном, Лонжероны фюзеляжа - сосновые, сечением 27X27 мм в средней своей части и 20x20 - в хвостовой. Борта задней кабины обшиты фанерой, а передней - алюминием. Последнее дает возможность устанавливать дополнительный топливный бак м облегчает установку и замену приборов.
Управление смонтировано только а задней кабине, там же установлены приборы контроля масла и бензина, креномер, органы управления двигателем.
Хвостовое оперение деревянное, с расчалками. Рулевые элементы представляют собой фанерные короба - легкие и жесткие. Хвостовые части рулей обтянуты полотном. Управление тросовое, с применением роликов на шариковых подшипниках, что позволяло почти полностью избавиться от люфтов.
Каркас шасси - из стальных труб с деревянными обтекателями. Колеса соединяются осью из трубы Т44Х1,5 мм. Хвостовой костыль ясеневый, он шарнирно закреплен на фюзеляже со свободным ходом на 15° вправо и влево. Амортизация резиновая, шнуровая.
Моторама самолета сварена из стальных труб Т27х1 мм и состыкована с фюзеляжем четырьмя болтами. Двигатель закрыт алюминиевыми капотами, которые соединялись с фюзеляжем и между собой шомполами из стальной проволоки. Нижняя часть фюзеляжа (под кабинами) также закрывалась капотами на шомполах.
Все три бензобака из луженой жести располагаются в крыле, между лонжеронами. Верхние части баков имеют профиль крыла, поэтому сверху никаких капотов на крыле не предусмотрено. Бензопроводы баков объединены краном в кабине пилота, далее бензин самотеком идет Н фильтру, а затем - в карбюратор двигателя. Маслобак находится в передней части фюзеляжа, перед приборной доской передней кабины.
АИР-4
|
АИР-4 - первая серийная советская авиетка
Здесь элероны подвешиваются уже на четырех шарнирах. Облегчен по сравнению с «тройкой» доступ в кабины - они имеют двери в бортах фюзеляжа. В хвостовой части фюзеляжа сделан люк с крышкой - для контроля и замены амортизации костыля.
Шасси общей оси не имеет, колея его шире, чем у авиетки АИР-3. Каркас - из стальных труб со съемными дюралюминиевыми обтекателями. Полуось и задняя труба жестко соединены между собой и могут поворачиваться вокруг одной оси, Амортизация - резиновыми шайбами обтекаемого сечения, работающими на сжатие. Между шайбами - дюралюминиевые пластины. Двенадцать упругих элементов после затяжки представляют собой пакет высотой 180 мм. Как показала эксплуатация, амортизация оказалась достаточно мягкой и упругой. Вес шасси без колес - 12 кг.
Управление самолетом - из обеих кабин. Три бензобака емкостью по 110 литров установлены в центроплане. На крышке каждого - напорные трубки («граммофончнки»).
|
АИР-4 (Э-31) с механизированным крылом
Чертежи АИР-3 и АИР-4: 1 - мотор «вальтер» (неокрашенный металл); 2 - моторама; 3 - маслобак; 4 - проволочные расчалки фюзеляжа; 5 - окраска АИР-3. Крыло и оперение белые, фюзеляж красный, надписи на бортах «СССР-310» (слева) и «Пионерская правда» (справа) белые, алюминиевые капоты мотора, диски колес и крышка люка на хвостовой части фюзеляжа отделаны «под мороз» и не окрашены; 6 - внутренняя фанерная обшивка кабины (покрыта лаком и не окрашена); 7 - трехцилиндровый мотор НАМИ М-23; 8 - откидная алюминиевая дверца (только слева); 9 - окраска АИР-3 с М-23. Весь самолет серебристый, отделка фюзеляжа и киля красная, алюминиевые капоты отделаны «под мороз»; 10 - задний лонжерон крыла; 11 - передний лонжерон крыла; 12 - подножка с подпружиненной алюминиевой крышкой, вдавливаемой внутрь (только слева); 13 - две пары лент-расчалок шасси АИР-3; 14 - стальной сварной узел крепления подкоса на крыле; 15 - деревянный воздушный винт (на АИР-3 покрыт лаком и не окрашен, на АИР-4 красный); 16 - тяги толкателей клапанов; 17 - карбюратор; 18 - выпускная труба; 19 - выхлопные патрубки (черные); 20 - выхлопной патрубок левого нижнего цилиндра; 21 - лонжероны фюзеляжа; 22 - тросы управления элероном; 23 - дренажная трубка бензобака; 24 - трубки бензопитания двигателя; 25 - узлы стоек и подкосов на фюзеляже; 26 - окраска АИР-4. Крыло и стабилизатор белые, фюзеляж, капот и киль красные с белой отделкой, надписи «СССР-311» первоначально не было, кок винта белый, воздушный винт красный; 27 - весовой балансир «плавающего» элерона; 28 - приборные доски (черные); 29 - окраска АИР-4-Э-31. Крыло и оперение белые, фюзеляж и диски колес красные, надписи на фюзеляже белые, на крыле - черные, капоты отделаны «под мороз»; 30 - ленты-расчалкн (две пары, в плоскости передних и задних колес); 31 - распорные трубы фюзеляжа; 32 - сектор газа; 33 - алюминиевая крышка; 34 - обтекатель; 35 - подвижная ось; 36 - шнуровой резиновый амортизатор; 37 - алюминиевый съемный обтекатель; 38 - амортизатор шасси АИР-4 из резиновых шайб с алюминиевыми прокладками; 39 - деревянный обтекатель; 40 - карданный узел подвески шасси на АИР-4. |
Чертежи для печати
|