"НЕБЕСНЫЙ ВАГОН"

Во всех войнах противники старались перебрасывать своих солдат и боеприпасы тайком друг от друга. Конструкторы самолетов долгое время не имели в своем распоряжении достаточно мощных двигателей, чтобы создать грузоподъемный самолет для перевозки большого числа солдат, который бы мог работать с малых аэродромов. Это удалось осуществить в наше время, когда в распоряжении инженеров имеются турбовинтовые двигатели мощностью в несколько десятков тысяч лошадиных сил.

Но мысль о такой воздушной транспортировке родилась давно. В тридцатые годы советские конструкторы летательных аппаратов нашли оригинальное решение этого вопроса - перевозить бойцов на специальном планере, буксируемом за самолетом. Это был первый в мире десантный планер. Его спроектировали и построили в 1932 году в Москве, в институте Наркомтяжпрома под руководством инженера Б. Урлапова. Бойцы располагались в толще крыла - головой вперед, по восемь человек в каждом полукрыле - слева и справа от фюзеляжа. Когда воздушный поезд пролетал над местом, куда надо было доставить бойцов, их сбрасывали на парашютах.

Буксировался этот уникальный планер самолетом-разведчиком P-S. Назван был планер именем Якова Алксниса, бывшего в ту пору -командующим Военно-Воздушными Силами СССР. В течение 1932-1933 годов был успешно проведен весь цикл летных испытаний этого безмоторного гиганта с размахом крыльев 28 м. Он участвовал в осенних маневрах Красной Армии 1933 года. Однако основная потребность в десантных планерах возникла непосредственно перед Великой Отечественной войной, когда по опыту боевых действий в Европе и в Африке выявилась необходимость иметь большое число десантных планеров для быстрой переброски войск с использованием в качестве самолетов-буксиров обычных легких бомбардировщиков.

К 1939 году у нас в стране накопился опыт создания первоклассных спортивных планеров, выявились талантливые конструкторы этих изящных парителей. Большинство мировых рекордов по спортивным планерам было завоевано нашими советскими планеристами на наших советских планерах. На основе всего этого большого опыта советские планеристы и разработали несколько образцов десантных планеров для перевозки на буксире за самолетом бойцов с вооружением. Планеры эти были спроектированы в соответствии с требованиями к военно-транспортной технике того времени. В частности, бойцы должны были сидеть в кабине, а не лежать в крыле, как это было в первом нашем десантном планере Б. Урлапова. Планер должен быть приспособлен для посадки на неподготовленный аэродром, так как доставлять бойцов требовалось не только с применением парашютов. Три десантных планера, построенных советскими планеристами, оказались наиболее удачными, и они строились серийно. Это был А-7 - семиместный планер конструкции О. К- Антонова, КЦ-20 - 20-местный планер конструкции Д. Н. Колесникова и П. В. Цыбина, 11-местный планер конструкции В. К. Грибовского - ГР-29. Всего было изготовлено этих планеров около 500.

Десантные планеры использовались на фронтах Великой Отечественной войны в ряде операций по снабжению партизан боеприпасами, провиантом и людьми. Такие операции, в частности, проводились в 1943 году на Калининском фронте. С 6 по 20 марта 1943 года планерно-десантное подразделение 3-й воздушной армии, размещавшееся на прифронтовом аэродроме в районе Старая Тропа, вблизи Великих Лук, провело операцию по снабжению партизан. В операции принимало участие 35 планеров А-7 и 30 планеров ГР-29. За 12 суток по ночам было переброшено к партизанам 50 т боеприпасов, 150 бойцов-подрывников и 106 человек руководящего состава, а также специальное оборудование для партизанской и подпольной политработы, в том числе 5 типографий и 16 радиостанций. Все это было переброшено за 96 боевых вылетов. Буксировщиками при этом работали двухмоторные бомбардировщики ДБ-3Ф и СБ.



Наибольшее распространение в воздушнодесантных войсках в ту пору получил планер конструкции О. К. Антонова. Проект этого планера под названием «Рот Фронт-8» был отмечен первой премией на Всесоюзном конкурсе проектов многоместных десантных планеров, проводившемся Осоавиахимом в 1939 году. Затем было решено изготовить опытный экземпляр этого планера. Работа выполнялась коллективом конструкторов в городе Каунасе (Литовская ССР) и была прервана в связи с началом второй мировой войны. Закончено проектирование и изготовление планера было в Москве летом 1941 года, где и проходили его летные испытания. После успешного окончания испытаний планер, называвшийся теперь А-7, начиная с зимы 1942 года изготавливался серийно и стал поступать на вооружение воздушнодесантных войск. Что же собой представлял по конструкции этот «небесный вагон», как его иногда называли бойцы-десантники?

Это свободнонесущий моноплан с, верхним расположением крыла, в основном деревянной конструкции. Шасси - убирающееся в полете. Крыло - двухлонжеронной конструкции, состоит из трех частей: центроплана, представляющего одно целое с фюзеляжем, и двух отъемных консолей. Профиль крыла- PHI - 18%. Угол установки крыла относительно строительной горизонтали фюзеляжа - 2°. Угол поперечного V крыла - 3°.

На приборной доске летчика имеются следующие приборы: указатель скорости, указатель поворота, вариометр, компас КИ-10, высотомер двухстрелочный на 12 км. На правом наружном борту, фюзеляжа установлена трубка

Вентури, необходимая для приведения в действие указателя поворота. В кабине летчика размещены рычаги ручного и ножного управления. Управление триммерами руля высоты производится с панели, расположенной слева от летчика. Посадочные щитки управлялись лебедкой, штурвал которой был размещен на левом борту кабины летчика. Сверху фюзеляжа на специальном кронштейне, на 750 мм выше плоскости фюзеляжа, расположена трубка Пито для указателя скорости. На правом борту кабины укреплен сигнальный пистолет с комплектом цветных ракет. Для буксировки планера на нем установлен на лыже, впереди первого шпангоута, замок. Для отцепки в кабине летчика слева на панели управления триммерами установлена ручка замка.

Шасси - ферменного типа, убирающееся в полете механически из кабины. Амортизация - из резиновых пластин, работающих на сжатие. Уборка колес в фюзеляж производится путем перемещения вверх общей точки крепления внутренних подкосов. Колеса - баллонного типа 400X150. Костыль имеет рессорную амортизацию. Планер А-7 был окрашен, как и все наши боевые самолеты, сверху в темно-зеленый, защитный цвет, снизу - в голубой, на крыле и на киле размещались красные звезды. Буксировался планер А-7 за самолетами ДБ-3Ф и СБ, а также за ДБ-3. Основные данные «небесного вагона» А-7 следующие: размах крыла - 18 м, полная длина - 10,54 м, площадь крыла - 23,2 м2, вес пустого - 955 кг, нормальный полетный вес -' 1760 кг, вес перегрузочного варианта - 1875 кг. Максимально допустимая скорость планирования - 400 км/ч; максимально допустимая скорость буксировки - 300 км/ч. Наибольшее аэродинамическое качество - 22,5; длина разбега поезда А-7 и СБ - 310 м; скорость взлета планера - 105 км/ч; посадочная скорость - 80 км/ч.

И. КОСТЕНКО, кандидат технических наук





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1973, №1
Scan: Чеслав Ясюкевич



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100