БЫТЬ ЛИ ТАНКУ НА ПОЛЕ БОЯ?

В огне сражений второй мировой войны были всесторонне проверены боевые качества бронированных машин. Танк присутствовал на всех театрах военных действий, ни одна битва не обходилась без его участия. Бесспорно, со временем ему пришлось подвергнуться многочисленным техническим усовершенствованиям, претерпеть серьезные изменения. Целый ряд танков, составлявших в начале войны значительный процент парка боевых машин, к концу ее вообще исчез из боевого состава. Значительное увеличение бронепробиваемости снарядов противотанковых пушек, повышение их маневренности на поле боя за счет гусеничной бронированной базы сделало противотанковые орудия грозным средством борьбы с танками. Кроме того, на вооружении пехоты появились ручные переносные бронебойные средства с кумулятивными зарядами большой пробивной силы.

Успехи противотанкового оружия позволили военным специалистам некоторых стран заявить, что «танк более не господствует на поле боя». Другие даже сделали поспешный вывод о том, что дальнейшее увеличение толщины брони приведет к чрезмерному росту веса танка и снижению его скоростных качеств. Так, американский генерал Д. Гевин в 1947 году заявил, что будущее принадлежит сейчас легкой (не выше 4—5 т) бронированной машине с легким вооружением и оснащением.

Но были и другие мнения.

Значительная часть специалистов единодушно сходилась на том, что лучшим средством борьбы с танками является сам танк. Поэтому чем больше он имеет преимуществ перед противником в вооружении и защите, тем больше у него выигрышных шансов в бою. Сама по себе только скорость не дает преимущества в поединке. Несколько лет спустя это подтвердилось в арабо-израильском конфликте. Танки АМХ-13, имевшие лишь легкую броню, но значительную маршевую скорость, в бою действовали с минимальной тактической скоростью, так как их экипажи были заняты в основном поисками укрытий и скрытых подходов к противнику, в то время как тяжелые танки «Центурион» с противоснарядной броней успешно вели боевые действия и показали большую тактическую подвижность в сражениях.

Опыт военных действий не раз убедительно подтверждал эффективность применения хорошо бронированных танков. Полковник американской армии В. Торлин с неудовольствием отмечал: «Северокорейцы применили свои средние танки в горной, так называемой танконедоступной местности в авангарде надолго запомнившегося наступления, в результате которого наши войска с их легкими танками откатились на юг до самого прибрежного города Пусана».

Таким образом, концепция легких машин, вроде бы получившая развитие в промышленности некоторых иностранных государств, потерпела явное поражение на поле боя.

В тот же период благодаря эффективному применению танка Т-34-85 (см. «М-К», № 5, 1975 г.) ряд конструкторов зарубежных стран склонялись к идее создания основной боевой машины, способной к преодолению сильно укрепленных защитных полос, действию в глубине обороны противника и отражению массированных атак вражеской техники. После танка М4А, например, в США в 1944 году был выпущен М26, имевший броню лобовой части 102 мм. В Англии в это же время создан танк «Комета» с такой же толщиной лобовой брони башни. На появлении этих машин, безусловно, сказалось влияние конструкторской мысли советских танкостроителей.

Оказалось, что усиление броневой защиты можно проводить и без увеличения веса и габаритов. Созданный к концу 1944 года средний советский танк Т-44 с лобовой броней корпуса 120 мм (на 30 мм больше, чем у знаменитой тридцатьчетверки) весил почти столько же — 31,9 т. При этом он был короче на 30 мм по корпусу и на 300 мм ниже по силуэтной высоте. Уменьшение габаритов, отказ от надгусеничных ниш позволили уменьшить вес, значительно увеличив толщину лобового листа.

Защищенность боевой машины повышалась и некоторыми конструктивными особенностями корпуса. Так, корпус танка уменьшили по высоте (по сравнению с Т-34-85) более чем на 300 мм за счет установки нового двигателя В-44, в котором изменили расположение водяного и масляного насосов. Слабым местом прежних советских танков являлось размещение люка механика-водителя и шаровой установки пулемета в лобовой броне. Очень часто танк поражался именно через люк. В новой машине лобовой наклонный лист был монолитный и имел небольшую смотровую щель для водителя, защищенную триплексом (трехслойное стекло) и броневой заслонкой. Люк механика-водителя помещался в крыше корпуса и практически был непоражаем настильным огнем. Наблюдение тем не менее не усложнилось. Через щель водитель танка мог вести обзор в прямом направлении, а также под углом 116° — через призменный прибор с углом обзора по горизонтали 54°.

Сокращение внутреннего объема танка за счет увеличения толщины броневых листов и уменьшения габаритов заставило пересмотреть и внутреннюю компоновку. Так, впервые двигатель был размещен не вдоль продольной оси танка, а поперек, что уменьшило габариты силового отделения и увеличило размеры боевого. В трансмиссии танка впервые применили новый агрегат — гитару, передающую усилие от двигателя к коробке передач, расположенной параллельно двигателю.

Установили, что эффективность огня из курсового пулемета, который вел стрелок-радист, была невысока из-за плохого обзора. Кроме того, передача распоряжений через члена экипажа не всегда позволяла командиру танка оперативно реагировать на команды старших начальников в бою. Передача функций радиста командиру позволила высвободить одного члена экипажа, а на его месте разместить боеукладку для снарядов. Таким образом, при общем сокращении внутреннего объема танка его боекомплект уменьшился всего на два снаряда (что не имело существенного значения для боя) и состоял из 58 артвыстрелов. При этом курсовой пулемет по сложившейся традиции в танке оставили, жестко закрепив его в лобовой броне корпуса. Огонь вел механик-водитель, ориентируясь через смотровой прибор по трассерам пуль. Второй пулемет, как и на Т-34-85, был спарен с пушкой. Основное вооружение — орудие ЗИС-С53 образца 1944 года и пулемет ДТМ расположили в литой башне овальной формы, имеющей значительную кормовую нишу для укладки снарядов. Здесь же крепился пистолет-пулемет ППС для экипажа.

Благодаря применению новой коробки передач средняя скорость увеличилась на 3 км/ч, хотя максимальная и уменьшилась на 5 км/ч. Двигатель мощностью 520 л. с., надежная трансмиссия к ходовая часть из 10 опорных катков, двух ведущих и двух направляющих колес, гусеницы с 70-ю траками в каждой позволяли танку передвигаться со скоростью до 45 км/ч.

Мы не случайно так подробно останавливаемся на техническом описании танка Т-44. Его не видели на военных парадах на Красной площади, не попал он и на страницы военных газет и журналов. Обстановка военной секретности последнего года войны не позволяла открывать наличие новой машины врагу, а «тигров» и «пантер» неплохо добивали тяжелые ИС и тридцатьчетверки.





Как когда-то Т-34 открыл новую страницу в создании перспективного образца танка 40-х годов, так и Т-44 стал новой вехой в постройке танков современной конструкции. Танк такого же класса — М48 «Паттон» — появился в армии США только в 1952 году. Он весил 44 т, имел орудие калибром 90 мм и такую же, как Т-44, максимальную скорость движения, а по высоте был на 300 мм выше его. Т-44, уже не являвшийся к этому времени основным боевым танком Советской Армии, но еще стоявший на вооружении, своим появлением дал возможность перейти к созданию совершенно новой боевой машины Т-54 (см. «М-К» № 6, 1973 г.), способной действовать даже в условиях применения оружия массового поражения. В его конструкции использовали основные компоновочные решения предыдущей машины: размещение моторно-трансмиссионной установки, экипажа, вооружения, параметров броневой защиты, подвижности и эффективности огня.

А. БЕСКУРНИКОВ



Средний танк Т-44: 1 — ящик ЗИП пушки, 2 — пила, 3 — брезент, 4 — укладка шпор, 5 — сигнал, 6 — выхлопной патрубок, 7 — запасные топливные баки, 8 — палец, 9 — трак без гребня, 10 — трак с гребнем, 11 — шпора, 12 — ящик для личных вещей экипажа, 13 — ящик ЗИП двигателя, 14 — запасные траки, 15 — заливная горловина, 16 — смотровая щель.



Один из первых вариантов танка Т-44. Последующие серии имели другие башни и укладку ЗИП снаружи танка. Последние машины имели ходовую часть, рассчитанную под гусеницы, аналогичные гусеницам танка Т-54.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1978, №11
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100