СУ-122: МОЩЬ, ОГОНЬ, МАНЕВР

Да это же настоящий танк! — говорят те, кто впервые видит 122-мм самоходную гаубицу.

В самом деле, внешние, наиболее примечательные признаки этих боевых машин фактически совпадают: броневой корпус характерной формы, орудие, гусеничный ход. Но почему артиллерийские орудия потребовалось делать самоходными и бронированными? Объясняется такое сочетание особенностями насыщенного разнообразными огневыми и бронированными средствами общевойскового боя, боя в высшей степени динамичного, характеризующегося активными и решительными действиями войск.

К мысли о необходимости создания таких систем конструкторы пришли еще в 30-е годы, когда все армии мира интенсивно повышали степень своей моторизации. Войска стали быстрее передвигаться на поле боя, их маневренность возросла. Пехота все дальше уходила от своих артпозиций, и артиллерии стало трудно поддерживать ее огнем. В этих условиях требовалось дать пушке возможность двигаться самостоятельно и одеть ее в броню.

В те годы, как правило, экспериментальные самоходные орудия создавались на базе серийных танков. Разразившаяся вторая мировая война подтвердила правильность усиления внимания к САУ.

В апреле 1943 года в самый разгар Великой Отечественной войны в Государственный Комитет Обороны поступил доклад начальника штаба артиллерии генерал-майора Ф. А. Самсонова. “Опыт показал, — говорилось в нем, — что самоходные орудия нужны, так как ни один другой вид артиллерии не дал такого эффекта в непрерывном сопровождении атак пехоты и танков и взаимодействии с ними в ближнем бою”. Вывод военачальника базировался на действиях двух полков самоходок, сражавшихся с января 1943 года на Волховском фронте. Государственным Комитетом Обороны были приняты необходимые решения — и вскоре мощный поток самоходных орудий стал поступать в войска...

Есть они на вооружении армии и сегодня. Но ныне это совершенно новые боевые машины — скоростные и скорострельные, с мощной броней и прекрасной приспособленностью к условиям боя. Типичный пример современных САУ — гаубица СУ-122.

Гаубица — типичное артиллерийское орудие. Для передвижения ей нужен тягач — она буксируется за ним на крюке. Обладая многими положительными боевыми качествами, обычная гаубица имеет и недостаток, конечно, относительный — она буксируемая. Надо сменить огневую позицию — вызывай из укрытия тягач, бери орудие на крюк: образуется целый артиллерийский поезд. Прибыли на новое место — расцепляй, тягач отправляй в ближайшее естественное укрытие, орудие приводи к бою. Расчет берет в руки лопаты и начинает рыть окоп для пушки, укрытие для личного состава и ровики для боеприпасов.

А как действует СУ-122? Для наглядности смоделируем эпизод боевой учебы. Представим, что батарея самоходных гаубиц совершает марш и в это время командир получает задачу открыть огонь по цели, координаты которой переданы по радио. Через какое время батарея сможет исполнить команду? Что касается подготовки исходных данных для стрельбы по цели, то в этом задержки не будет. Командир рассчитает их быстро. Выбор и занятие огневой позиции тоже не займут много времени — пушка-то самоходная: где встанет, там фактически и позиция. Окоп рыть не надо — орудие “одето” в броню. Снаряды — под рукой, в боеукладках.

Но как быстро можно перевести СУ из походного положения в боевое? Ведь этот этап один из решающих. Экипажу в составе командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя потребуется всего две минуты — и грозная боевая машина готова обрушить тяжелые снаряды по указанной цели.

А по каким конкретно целям она может вести огонь, каково ее назначение? Прежде всего — уничтожение и подавление средств ядерного нападения. Вместе с тем гаубица может успешно применяться против артиллерии, минометов, других огневых средств и живой силы врага. СУ-122 легко расколет броню танков и самоходных орудий, нанесет губительный удар по тылам и органам управления противника.

Но и это не все. Гаубица ведет так называемую навесную стрельбу. Траектория ее снаряда довольно крута, он фактически бьет цель сверху. Такая направленность огневого удара обеспечивает наилучшие условия для разрушения полевых и долговременных оборонительных сооружений.

Установленное в амбразуре башня орудие калибром 122 мм может поражать цели на дальностях до 15 км, При этом в район цели доставляется, как говорят артиллеристы, полезный груз — снаряд массой без малого в четверть центнера — 22 кг. Стрельба в этом случае ведется с закрытой огневой позиции, то есть с такой, которая не просматривается с наземных наблюдательных пунктов противника. Конструкция СУ-122 позволяет делать это. Ее ствол может перемещаться в башне по вертикали от угла снижения в —3° до максимального угла возвышения +70°. Сама же башня вместе со стволом орудия вращается в горизонтальной плоскости вкруговую.

Последнее чрезвычайно важно при борьбе с танками и самоходными орудиями. В самом деле, что приходилось делать расчету гаубицы классической конструкции, когда раздавалась команда “Танки сзади!”? Срочно выкатывать (на руках!) орудие из окопа и разворачивать его на 180°.

Как же будет действовать в подобной ситуации экипаж самоходной? Наводчик включает электромеханический привод, и через считанные секунды башня со стволом будут развернуты в противоположном направлении. Это делается настолько быстро, что артиллеристы зачастую говорят — не развернуть ствол, а перебросить в нужную сторону. Сама же боевая машина при этом остается на месте.

Разумеется, огонь по танкам будет вестись с открытой огневой позиции прямой наводкой. Такая стрельба — самая эффективная и точная, потому что каждый выстрел прицельный, н вестись она может на значительные расстояния.

Какова же скорострельность самоходной гаубицы? На эту важную характеристику влияет множество факторов — технических, весовых, габаритных и т. п. Внутренний объем машины ограничен, к тому же конструкторы применили раздельно-гильзовое заряжение. А что поделаешь? Артиллерийский выстрел в виде унитарного патрона был бы чересчур “увесистым”.

Говоря о скорострельности, необходимо иметь в виду слаженность работы командира, наводчика и заряжающего и, конечно, те условия, в которых они действуют. Давайте попробуем прохронометрировать этот процесс. Артиллерийская команда завершается энергичным приказом “Огонь!”. Услышав его, нажмем кнопку секундомера. По этому сигналу осуществляются наводка орудия, его заряжение и сама стрельба.

Командир высчитывает угломер и сообщает эти данные наводчику. Тот устанавливает их на прицельных приспособлениях, включает электрический привод и разворачивает башню, затем ручным приводом производит точную горизонтальную наводку гаубицы в цель. Быстро устанавливает прицел, затем, действуя подъемным механизмом, наводит орудие в вертикальной плоскости. Заряжающий в это время открывает затвор, повернувшись, берет из боеукладки снаряд, устанавливает взрыватель, с помощью досылателя посылает снаряд в канал ствола. Затем, снова повернувшись, он берет на этот раз гильзу, устанавливает заряд, вставляет гильзу в зарядную камеру, закрывает затвор — клин вертикального типа поднимается вверх и надежно запирает канал ствола.

По сигналу командира наводчик нажимает на спуск. В момент выстрела, когда будет выброшена стреляная гильза и полуавтоматика откроет затвор для очередного снаряда, остановим секундомер и посмотрим на циферблат. Секундная стрелка должна отсчитать не более двенадцати делений. Не более! Таков неумолимый закон боевого норматива.

Определенная специалистами скорострельность самоходной гаубицы составляет до пяти выстрелов в минуту — показатель достаточно высокий. Прикинем, если батарея СУ-122 из четырех боевых машин ведет беглый огонь по “точечной” цели, например оборонительному сооружению, то в течение одной минуты на него обрушится 20 гаубичных снарядов, общей массой без малого полтонны!

Становится понятным, насколько умело и дружно должен работать экипаж, чтобы обеспечить установленную скорострельность, учитывая при этом, что в заброневом пространстве боевого отделения не слишком-то развернешься.

Теперь остановимся на общем устройстве боевой машины. Структурно она разделена на три отделения: управления, силовое и боевое. Первое расположено в носовой части корпуса между левым бортом н моторной перегородкой. В нем место механика-водителя, который с помощью различных механизмов управляет движением машины. Второе также находится в носовой части корпуса, но занимает его правую часть. Здесь размещен двигатель со всеми обслуживающими механизмами и системами. Боевое отделение — в средней и кормовой частях корпуса и в башне. В крыле последней слева имеется командирская башенка с люком командира, а справа — люк заряжающего. Снизу к башне крепится так называемая корзина, в ней располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с корзиной посажена на корпус с помощью шарикового погонного устройства. Основная часть боевого отделения отведена орудию, боеукладкам и рабочим местам экипажа. Сиденье наводчика размещено слева от пушки, а заряжающего — справа. Командир располагается сзади наводчика. Тут же находится радиостанция, аппарат переговорного устройства, щиток командира и планшетка для записей.

Собственно орудие состоит из следующих основных частей: ствола, затвора с полуавтоматикой, люльки с ограждением, противооткатных устройств, подъемного и уравновешивающего механизмов, досылателя и электрооборудования. Что касается ограждения, то оно предохраняет экипаж от удара откатными частями при выстреле.

Посмотрите на рисунок. На самом конце ствола находится фигурное утолщение. Это дульный тормоз, который тормозит ствол при откате. В момент выстрела пороховые газы ударяют по перегородкам тормоза и толкают ствол вперед, поглощая некоторую часть энергии отката. Это позволило конструкторам выполнить противооткатные устройства более компактными.

О таких устройствах следует сказать особо. Что происходит при выстреле? Снаряд летит в одну сторону, а орудие согласно законам классической механики должно улетать в противоположную. Но оно никуда не улетает: глаз едва успевает схватить движение ствола “назад — вперед”. Это как раз и сработали два основных узла противооткатных устройств — тормоз отката и накатник. Как было в старину? Лишь прозвучит выстрел и орудие отлетит назад, как расчет тут же накатывает его вперед и восстанавливает наводку. Талантливому русскому изобретателю А. Барановскому в 70-е годы прошлого столетия удалось создать скорострельную пушку. Это оказалось возможным благодаря введению в конструкцию противооткатных устройств.

На стволе гаубицы ближе к дульному тормозу есть цилиндрическое утолщение. Это эжекционное устройство, а коротко эжектор, который служит для продувания канала ствола. Схема его довольно проста. В стенке канала ствола сделаны сверления, по ним часть пороховых газов при выстреле отводится в ресивер. Когда снаряд минует дульный срез, в стволе образуется разрежение, и остатки пороховых газов выбрасываются в атмосферу. Таким образом предотвращается воздействие на экипаж пороховых газов, которое возможно при интенсивной стрельбе.

Люлька, объединяющая все элементы гаубицы в единое целое, устанавливается в башне в специальных цапфах. Она составляет основу качающейся части орудия. Ствол гаубицы надежно покоится в ее направляющих и движется по ним При откате и накате.

Тщательно продумали конструкторы и систему электромеханических приводов наведения. В этом есть большой смысл. Если быстро и точно наведешь в цель пушку, произведешь прицельный выстрел — упредишь противника. Вот почему эт6' сложное “хозяйство” способно безотказно работать в широком температурном диапазоне. Все приводы сохраняют работоспособность и в горных условиях, а также выдерживают тряску, вибрации и запыленность воздуха.

Теперь остановимся на приборах наблюдения и прицеливания. С их помощью, находясь внутри боевой машины, артиллеристы могут вести разведку местности, обнаруживать цели и поражать их огнем. Например, установленный в башне перископический прицел обеспечивает наведение гаубицы как при стрельбе с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой.

Два слова о боеприпасах. Обычно в состав бортового боекомплекта гаубицы входят выстрелы с осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. Помимо этого, в боекомплект могут быть введены боеприпасы с дымовыми, осветительными, агитационными снарядами, что, конечно, расширяет диапазон использования орудия.

Масса СУ-122 составляет 16 т, и, несмотря на это, она обладает хорошей маневренностью, подвижна, поворотлива я имеет достаточно высокую проходимость.

Самоходная гаубица способна двигаться по грунтовой дороге со скоростью 30 км/ч, развивать на шоссе скорость до 60 км/ч. Достигается это за счет применения гусениц с резинометаллическими шарнирами. Запас хода ее составляет полтысячи километров — величина весьма значительная. Ведь во время боевых действий, когда СУ могут отрываться на большие расстояния от баз снабжения, эта характеристика имеет первостепенное значение.

Поворотливость — это такое слагаемое маневренности, которое обеспечивает самоходной гаубице возможность быстро изменять направление движения. В динамике современного боя, насыщенного разнообразными огневыми и ударными средствами, а также при движении в лесу, населенных пунктах это очень важно. СУ-122 может развернуться практически “на пятачке”. Механик-водитель полностью затормаживает одну гусеницу, а вторая разворачивает самоходку. Минимальный радиус поворота при этом равен ширине колеи, что для гусеничной машины равнозначно расстоянию между серединами гусе-_ ниц — меньше трех метров!

Самоходная гаубица обладает и отличной проходимостью, может двигаться по бездорожью и преодолевать различные препятствия. Начнем с того, что при наличии гусеничного движителя боевая машина оказывает весьма незначительное давление на грунт, его среднее значение составляет 0,5 кгс/см2, что соответствует давлению на грунт взрослого человека. Клиренс равен — 450 мм. Все это имеет чрезвычайно важное значение, особенно при ведении боевых действий в различных географических зонах. Для самоходки не препятствие пески пустыни, болота и снежная целина. СУ-122 способна преодолевать подъемы и спуски крутизной до 35°.

Есть и еще одно ценное боевое качество машины — она может “летать”. Конечно, не в буквальном смысле слова, здесь речь идет об авиатранспортабельности. Дело в том, что сравнительно небольшие масса (16 т) и габариты, к тому же специальное приспособление, позволяющее изменять клиренс так, что она может как бы “присесть”, дают возможность транспортировать гаубицу по воздуху и десантировать ее посадочным способом.

СУ-122 еще и плавает. Тут уж в буквальном смысле слова: машина имеет герметизированный корпус и преодолевает водные преграды вплавь. Причем каких-то особых приспособлений для этого не требуется. Используется тот же гусеничный движитель, что и для движения по суше. Каждый трак гусеницы выполняет роль лопасти. Гусеницы перематываются в воде, и благодаря этому скорость движения на плаву может достигать 4,5 км/ч.



Самоходная гаубица может действовать в условиях применения оружия массового поражения, так как она снабжена системой противоатомной защиты автоматического действия. В боевой машине установлен чувствительный датчик. Как известно, возникающие при ядерном взрыве потоки гамма-излучения распространяются со скоростью света. При вспышке это излучение практически мгновенно достигает машины и фиксируется прибором, который тотчас вырабатывает команды, поступающие на некоторые исполнительные механизмы. Происходит автоматическая герметизация обитаемых отделений — боевого и управления.

Экипаж надежно защищен также от радиоактивной пыли и химических отравляющих веществ. В обитаемых отделениях создается избыточное давление воздуха, к тому же он очищается с помощью фильтро-вентиляционных установок.

А как быть, если в СУ-122 вспыхнет пожар? На помощь придет автоматическая система противопожарного оборудования. В первую очередь защищаются от огня силовая установка и боевое отделение: ведь здесь размещены экипаж и сердце боевой машины — двигатель.

Любая автоматика предполагает наличие датчиков и исполнительных механизмов. Так сделано и в системе противопожарного оборудования самоходной гаубицы.

Проследим за механизмом действия этой системы. Допустим, пожар возник в силовом отделении. Температура воздуха в замкнутом объеме быстро повышается и обязательно срабатывает один из термодатчиков. Он и вырабатывает электрический сигнал, приводящий в действие систему противопожарного оборудования. В одном из баллонов срабатывает пиропатрон, который пробивает мембрану, и огнегасящий состав подается к штуцерам распылителей. Пламя сбивается и гаснет.

В заключение подчеркнем, что 122-мм самоходная гаубица обладает высокими огневыми и эксплуатационными возможностями. Сочетание мощного вооружения с самоходным шасси делает эту бронированную машину современным и высокоэффективным средством вооруженной борьбы. Она имеет высокий уровень готовности к боевому применению, способна быстро решать различные огневые задачи, сохраняя при этом высокую живучесть.

Н. АЛЕШИН, В. СЕРГЕЕВ



СУ-122: 1 — пневмосистема, 2 — стопор системы по-походному, 3 — управление механизмом поворота, сцеплением и тормозами, 4 — управление главной передачей, 5 — смотровые приборы, 6 - система подогрева двигателя, 7 — масляная система двигателя и главной передачи, 8 —укладка боекомплекта, 9 — установка измерительного прибора, 10 — установка ФВУ, 11 — гидрооборудование, 12 — гидравлический амортизатор, 13 — кожух системы охлаждения, 14 — промежуточный редуктор, 15 — главная передача, 16 — ведущее колесо.



Источник: "Моделист-Конструктор" 1984, №9
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100