ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ

На Сормовском заводе идет митинг. Взволнованные лица. Радостные взгляды. Одержана важная трудовая победа. По заданию Ильича рабочие-сормовичи построили первый советский танк, положивший качало созданию отечественных бронетанковых войск, — танк «Борец за свободу тов. Ленин».

С именем Ленина связано все замечательное и героическое, что происходит в нашей стране, каждое трудовое свершение. Многие города, заводы, колхозы и совхозы, ГЭС, корабли носят имя великого вождя. Потому что гений Ильича заложил фундамент всему, что мы сейчас имеем замечательного.

Время сурово относится к памятникам истории. Через несколько десятков лет пришлось заново восстанавливать многие детали знаменитого броневика, с которого выступал Ильич в апреле 1917 года. И того «роллс-ройса», что стоит сейчас в одном из залов музея В. И. Ленина. И паровоза, на котором Ильич ехал в 17-м в Финляндию и на котором возвращался оттуда. В каком-то давнем бою закончился славный путь и первого нашего танка.

Но в памяти народной никогда не исчезнет все, что связано с Ильичем. В том числе и те машины, которые носили его имя или были связаны с его. жизнью. В школах, во дворцах и домах пионеров, в десятках маленьких музеев стоят маленькие копии этих машин.

В эти месяцы, когда вся страна готовится торжественно отметить 100-летие со дня рождения великого Ленина, мы расскажем о боевых и мирных машинах, история создания которых связана с именем Ильича. Первый советский танк, паровоз, восстановленный на первом коммунистическом субботнике, монитор «Ленин», тепловоз, сконструированный по заданию Ильича, бронепоезд его имени и другие. На страницах нашего журнала будут помещены чертежи исторических машин, чтобы модели их смогли затем украсить школьные музеи, залы СЮТ, дворцов и домов пионеров.

Делая копии этих машин, вспомни, читатель, о том, какой путь прошла наша стране, ее замечательная техника от первых советских тракторов и танков, кораблей и самолетов до нынешних космических ракет и атомных электростанций. Вспомни — и проникнись чувством гордости за то, что ты живешь в стране, чье рождение и вся жизнь неразрывно связаны с именем Владимира Ильича Ленина.

* * *

Весной 1919 года части Красной Армии подошли к Одессе. 18 марта 1-й Вознесенский полк вырвался к станции Березовка — крупному опорному пункту белогвардейцев. Обойдя противника, бойцы к вечеру достигли укреплений, возведенных вокруг станции.

Перевес был на нашей стороне. Но тут разведка донесла: на станцию к белым прибыли свежие подкрепления. В том числе отряд англо-французских интервентов. А у них... пять танков.

— Какие они — танки?

Само слово для красноармейцев и то загадка! Никто танков не видел.

А боевая задача?

И командование приняло решение: атаковать!

Цепи красноармейцев стремительно пошли в атаку.

Но и танки не заставили себя ждать. Темно-синие тупорылые громадины густо гудели и один за другим медленно выползали на дорогу. Чувствовалась в их рокоте немалая сила. Кустарники сгибались под ними, как трава.

«Танки ползут. А мы лежим и ждем. Гранаты приготовили. Видим, два танка, что впереди шли, вдруг развернулись и стали. За ними еще три, рыча и фыркая, надвигались на красноармейские цепи...» — это строки из воспоминаний участника боя под Березовкой Георгия Савченко.

Боевые донесения свидетельствуют, что наши бойцы не дрогнули перед заморскими стальными движущимися коробками. Полетели в них гранаты, застрочили пулеметы. Танки удалось подбить, а затем беляки и интервенты были выбиты со станции. Уже 20 марта о взятии Березовки узнал Владимир Ильич Ленин.

На этом история захваченных танков не кончилась. Командованию 2-й Украинской Красной Армии было ясно, что с новым видом техники красноармейцам еще придется встретиться, и не раз. О танках должны узнать на всех фронтах. Вот почему и решили послать одну машину в подарок Владимиру Ильичу Ленину...

Москва. 1 мая 1919 года. «Весело гремит музыка, приплясывают сбоку мальчишки, поют звонко, задорно революционные песни, мерно и стройно проходят отряды, неуклюже ползет броневик-танк, отбитый на юге у французов, ветер треплет полотнища знамен», — сообщала «Правда» о первомайской демонстрации в Москве всей стране. Танк был тот самый, которым «хотели застращать русских рабочих англо-французские мошенники в Одессе».

БЕЗ МАШИН — НЕЛЬЗЯ

Опустилась следующая ночь над Московским Кремлем. Владимир Ильич в своем кабинете склонился над письменным столом. Рядом с настольной лампой горят неяркие свечи. В труднейшие дни гражданской войны в столице не хватало топлива, электричество часто выключали даже в Кремле. Тогда пользовались свечами. При их трепетном свете Ленин решал важнейшие политические, хозяйственные и военные вопросы Страны Советов.

В ту ночь на бланке со штампом «Председатель Совета Народных Комиссаров» Владимир Ильич поставил в левом углу дату: «2.V.1919 г.». Затем на мгновение задумался и не отрываясь написал:

«Штабу 2-й Украинской Советский Армии и всем товарищам этой армии».

Из-под пера по листку бланка бежала бисерная вязь букв, сплетенных в слова, набрасываемые четким почерком:

«Приношу свою самую глубокую благодарность и признательность товарищам Второй Украинской Советской Армии по поводу присланного в подарок танка.

Этот подарок дорог нам всем, дорог рабочим и крестьянам России, как доказательство геройства украинских братьев, дорог также потому, что свидетельствует о полном крахе казавшейся столь сильною Антанты.

Лучший привет и самые горячие пожелания успехов рабочим и крестьянам Украины и Украинской Красной Армий.

Председатель Совета Обороны

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)».

Владимир Ильич закончил писать текст телеграммы и, откинувшись от рабочего стола, опять задумался. Много мыслей, целый поток чувств вызывал этот необычный подарок воинов рабоче-крестьянской армии.

Второй год Антанта открыто участвует в войне против Советской республики, помогает белогвардейцам сколачивать миллионные армии и снабжает их всем необходимым. Вся передовая техника империалистического мира брошена против плохо обмундированных и вооруженных красноармейцев.

Теперь деникинцы на Южном фронте ввели в бой уже целые танковые группы и подразделения. Правда, и здесь красные пехотинцы и конники не дрогнули. Бронированным чудовищам они противопоставили массовый героизм и железную волю.

...Несколько танков красноармейцы пленили. Один прислали в подарок... Французский... «рено»...

Правда, он не обладал хорошими боевыми и техническими качествами, имел слабое вооружение и броню, плохую проходимость и незначительный радиус действия. И все-таки это был важный и нужный боевой трофей.

...Владимир Ильич встал, прошелся по кабинету. Взял карту со стола (много карт и схем Восточного, Южного и Западного фронтов за 1919 год перебывало в кабинете Ильича).

С тумбочки-вертушки взял стенографический отчет IV съезда Советов. На одной из страниц подчеркнул карандашом, а затем сбоку пометил латинскими буквами «NB!» (заметить!) текст из своего доклада съезду:

«...В войне берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины. Без машин, без дисциплины жить в современном обществе нельзя. Или надо овладеть высшей техникой или быть раздавленным».

РОЖДЕНИЕ ТАНКА

И вот по инициативе В. И. Ленина Совет Обороны принял решение о создании пятнадцати первых советских танков. Их постройку, разработку чертежей и проекта Совет военной промышленности возложил на Сормовский завод. Здесь к тому времени уже накопили значительный опыт производства технических средств вооружения. Отсюда Красная Армия получила более трех десятков бронепоездов, 50 броневагонов, десятки специально оборудованных платформ для установки на них орудий. Рабочие нижегородских заводов отремонтировали, переоборудовали и построили около 100 боевых и вспомогательных судов для борьбы с белогвардейскими флотилиями на Волге, Каме, Каспии.

В качестве образца сормовцам направили захваченный у деникинцев французский танк «рено». Предварительно его разобрали и на нескольких платформах вывезли на место. Сормовский завод стал местом рождения советского танкостроения.

Строитель первого отечественного танка, потомственный сормовский рабочий Иван Ильич Волков вспоминает:

«Приступать к строительству танков приходилось в исключительно трудных условиях. В стране разруха. Необходимой техники нет. Что и говорить, было над чем поломать голову. Однако вера Ленина в рабочего человека вдохновляла сормовцев».

«К нам на завод, — продолжает он, — был прислан легкий танк «рено», захваченный в боях на Южном фронте. Вот, говорят, наш образец. Делайте. А «образец» этот больше походил на груду металла, чем на настоящий танк. В нем отсутствовали важнейшие узлы. Не было мотора, коробки передач, множества других ценных деталей. Но унывать было некогда. В два месяца нужно было изготовить техническую документацию».

И советские зачинатели танковой промышленности раздвинули время суток, недель, месяцев и сосредоточили все усилия на том, чтобы дать Красной Армии нужные боевые машины. Требовалось создать максимально неприступную самоходную крепость па гусеницах.

Конструкторам завода предстояло решить важнейшую задачу: восстановить в чертежах узлы боевой машины. Группа инженеров, возглавляемая Н. И. Хрулевым и П. И. Салтановым, энергично взялась за дело. Чтобы в срок выполнить задание В. И. Ленина, на заводе организовали специальную конструкторскую бригаду. Узнав о трудностях, па помощь сормовцам приехали петроградские конструкторы с Ижорского завода.

Собирали танк в дизельном цехе завода. В создании грозных машин участвовали также рабочие завода «АМО».

После многодневного труда коллектив Сормовского завода сообщил: первый отечественный танк построен. На это потребовалось семь месяцев самоотверженной работы. Ответственное задание Владимира Ильича было выполнено с честью.

Во второй половине 1920 года танк передали на испытание приемной комиссии от Центроброни. Члены комиссии в первую очередь могли познакомиться с несколькими статистическими выкладками, свидетельствовавшими, что первый советский танк — это семитонная боевая машина длиной 4 м, шириной 1,75 м, высотой — 2,25 м. Па нем был установлен четырехцилиндровый двигатель «АМО» мощностью 34 л. с. Танк был хорошо бронирован, вооружен пушкой системы «Гочкис» калибра 37 мм, с запасом снарядов. Его скорость в боевом строю равнялась 8,5 км/час. Экипаж состоял из двух танкистов.

Чтобы замаскировать гусеничный первенец, решили покрасить его в зеленый цвет, ставший с того времени традиционным для советских механизированных войск.

Название первого советского танка родилось не сразу. Одни предлагали назвать его «Борец». Другие — «За свободу». Потом все остановились на том, что он должен называться «Товарищ Ленин». И вдруг кто-то предложил соединить три названия в одно. С ним согласились. Когда танк был подготовлен к испытанию, рабочие па правом и левом бортах краской вывели надпись — «Борец за свободу тов. Ленин», на башне нарисовали звезду и добавили «РСФСР».

Пришел час государственных испытаний. Подан сигнал. Члены экипажа заняли боевые места.

В «Краткой справке об изготовлении первого танка», посланной на имя В. И. Ленина, говорилось, что «танк выполнил всю программу испытаний и ныне представляет собой надежную боевую единицу».

Сейчас модель первенца советского танкостроения выставлена в Центральном музее В. И. Ленина. Тут же на фотографии у танка видим его замечательных творцов — тружеников Сормовского завода.

В течение 1920-1922 годов Сормовский завод выпустил все пятнадцать танков. Каждые три из них составляли боевую единицу. В нее входили танк с пушкой и два — с пулеметами. Поступавшие на вооружение Красной Армии с завода танки носили названия: «Парижская коммуна», «Красный борец», «Илья Муромец» и другие. Адрес их назначения был один — Западный фронт. На броне каждого делали надпись мелом: «На белополяков».

С именем В. И. Ленина вышли танки-первенцы в боевой поход.

А. ТАРАСЕНКО, кандидат исторических наук

МОДЕЛЬ ТАНКА «БОРЕЦ ЗА СВОБОДУ тов. ЛЕНИН»

Постройка модели первого советского танка является интересным делом уже потому только, что ни одна настоящая машина этой серии до наших дней не дожила. Даже хороших моделей, точно воспроизводящих первый советский танк, очень мало. Лучшая из них экспонируется в Центральном музее В. И. Ленина в Москве. Она изготовлена рабочими Сормовского завода и по качеству является уникальной.

Из чего и как строить модель? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо решить, какая она будет: самоходная или несамоходная (макет) и в каком масштабе.

Пять изображений модели, необходимых для работы, приведены на рисунке 1. Они воспроизводят только внешние формы настоящей машины. Для изготовления корпуса и башни модели танка лучше всего применить мягкое дерево, а детали ходовой части выточить на токарном станке из дюралюминия. Консоли, на которых монтируется гусеничный механизм, могут быть сделаны из нескольких слоев фанеры соответствующей толщины (чтобы воспроизвести рельеф) или отформованы в простейшей гипсовой матрице из стеклопластика (связующее — эпоксидная или полиэфирная смола). Можно, наконец, отлить их в гипсовых формах из легкоплавкого металла.

При постройке любой модели очень большое значение имеет точное воспроизведение мелких деталей оригинала, имитация различных предметов оборудования и т. п. От того, насколько удачно выполнены эти детали, зависит окончательный вид модели и то впечатление, которое она может произвести на зрителя. Поэтому здесь нельзя пренебрегать никакой мелочью.

Особенность модели танка «Борец за свободу тов. Ленин» — большое количество крупных, рельефных заклепок, которыми скреплены стальные листы корпуса (в то время наша промышленность еще не располагала сварочными агрегатами). Кроме заклепок, имеются шарниры и ручки люков, заслонки смотровых щелей, корпус глушителя, наружный инструментальный ящик.

Заклепки можно имитировать головками обыкновенных булавок (если модель небольшая). Стержень булавки при этом откусывается, чтобы под головкой осталось не более 5 мм. Для более крупных моделей придется использовать настоящие заклепки подходящего размера, устанавливая их на клею в заранее просверленные отверстия. Шарниры и другие накладки могут быть отформованы из стеклопластика, отлиты из капрона или выпилены из мягкой пластмассы, а затем наклеены на модель.

Швы на поверхности деревянного корпуса выполняются специально заточенной стальной чертилкой. Чтобы линии получились правильными, шов следует прорезать не сразу, а постепенно, в несколько приемов, крепко прижимая чертилку к толстой стальной линейке.

Гусеницы танка состоят из металлических звеньев (траки). Траки соединяются между собой с помощью шарнирных петелек — декоративных, если модель неподвижная, или действующих, если модель самоходная.

Перемещает гусеницу заднее колесо, имеющее связь с ведущим фрикционом двигателя (на танке был установлен двигатель московского завода «АМО» мощностью всего 34 л. с., как на современном автомобиле «Запорожец»). Для самоходных моделей следует применять только электрические двигатели достаточной мощности, снабженные понижающим редуктором (помните, что наш первый танк был очень тихоходным: он развивал скорость всего 8,5 км/час). Изготовление действующей гусеницы из металла — работа непростая. Она требует очень большой тщательности. Чтобы облегчить ее, следует сделать простейшее приспособление (штамп) для вырубки как самих траков, так и шарнирных ушков на них. Изготовлять траки вручную нецелесообразно. Точность изготовления гусениц для неподвижной (музейной) модели танка может быть меньше.

В заключение несколько слов об окраске и отделке модели. Защитная зеленая окраска наших первых танков была несколько более яркой, чем у современных боевых машин. Поэтому при составлении краски в нее следует добавить больше светлой («травяной») зелени. Красная звезда не имела окантовки, как сейчас на модели. Начертания надписей «РСФСР» и названия танка — «Борец за свободу тов. Ленин» — были выполнены по зеленому полю. Как они располагались, показано на рисунке 2.

К модели следует сделать подставку с краткой объяснительной надписью. Теперь она может стать украшением школьной технической выставки: вы воспроизвели бесценную реликвию нашей боевой славы, реликвию, связанную с именем великого вождя пролетарской революции — В. И. Ленина.

Г. МАЛИНОВСКИЙ





Рис. 2. Общий вид первого советского танка (по модели, экспонируемой в Центральном музее В. И. Ленина в Москве): 1 — гусеница, 2 — переднее колесо. 3 — верхние (поддерживающие) катки. 4 — крышка люка механика-водителя, 5 — пушка, 6 — броневая плита пушки, 7 — вращающаяся башня. 8 — смотровая щель, 9 — купол башни со смотровыми щелями, 10 — моторное отделение, 11 — кожухи воздухозаборника и вентиляции, 12 — кормовая часть танка, 13 — ведущее колесо гусеницы (12 зубьев), 14 — стойка верхних (поддерживающих) катков, 15 — ведущий вал, 16 — подшипник ведущего колеса, 17 — шарнирное соединение звеньев гусеницы (траков), 18 — трак. 19 — консоль, несущая на себе гусеницу, 20 — гайка натяжного устройства, 21 — винт натяжного устройства, 22 — вилка натяжного устройстве, 23 — стойка переднего колеса. 24 — пружина подвески гусеницы, 25 — узел крепления консоли к корпусу танка, 26 — опорные катки, 27 — крышка смотрового люка механика-водитоля танка со смотровой щелью.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1969, №4
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100