Бронеавтомобили, как известно, появились раньше танков. Последних еще не было и в помине, а броневики уже находились на вооружении многих армий и успешно использовались в боях.
Первые боеспособные бронемашины созданы в самом начале XX века. 4 апреля 1902 года английский инженер Фредерик Симмс продемонстрировал в Лондоне свой “моторный военный вагон”. Эта машина стала, по существу, первым реальным бронеавтомобилем в мире. Проект его, полностью завершенный Симмсом к лету 1898 года, приобрела фирма “Виккерс, сын и Максим”, которая и осуществила постройку.
Машина имела открытый сверху броневой корпус, напоминавший собой корпус военного корабля. Вместо предусмотренных проектом двух пулеметных башен установили три пулемета, закрытых щитами. Для наблюдения за полем боя предназначался перископ. Толщина брони достигала 6 мм, что обеспечивало неплохую защиту. В качестве силовой установки использовался четырехцилиндровый двигатель “Даймлер” мощностью 16 л. с., работавший на тяжелом топливе.
Демонстрация бронеавтомобиля вызвала огромный интерес у публики, но не у... военного министерства: оно отвергло идею Симмса.
Проект первого русского бронеавтомобиля разработал подъесаул М. Накашидзе, служивший во время русско-японской войны в Маньчжурской армии. Проект был одобрен командованием. Однако военное министерство скептически относилось к возможностям русской промышленности и выдало заказ на производство броневика французской фирме “Шаррон, Жирардо и Вуа”. Отсюда и разночтение в названии этой машины, известной в нашей стране как бронеавтомобиль М. Накашидзе, а на Западе — “Шаррон” или, в лучшем случае, “Накашидзе-Шаррон”. Впрочем, последнее название наиболее близко к истине.
В 1905 году фирма изготовила два экземпляра этого броневика. Один остался во Франции, другой доставили в Россию.
Это была полностью бронированная боевая машина, вооруженная 8-мм пулеметом “Гочкис” в поворачивающейся на 360°
башне (запасной пулемет помещался внутри корпуса). Хромоникелевая броня надежно защищала экипаж от пуль, осколков и шрапнели. Броневые листы корпуса крепились к каркасу заклепками. Спицы колес, имевших сплошные резиновые шины, закрывались бронированными колпаками. Три члена экипажа могли наблюдать за полем боя через смотровые щели и перископ. Для улучшения обзора с места водителя вне боя крышка лобового люка могла подниматься в горизонтальное положение. Точно так же поднималась и крышка башенного люка. Посадка в машину осуществлялась через боковую дверь. Внутри корпуса, кроме экипажа, могли дополнительно разместиться от двух до пяти человек (рекогносцировочная группа, офицеры связи и т. п.).
Бронеавтомобиль имел большой клиренс, что положительно сказывалось на его проходимости. По сухому грунту машина преодолевала подъемы до 25°. Переносные мостки, закрепленные в походном положении на бортах корпуса, обеспечивали преодоление траншей и рвов шириной до 3 метров.
Весьма интересно был решен механизм поворота башни, не имевшей обычной в наши дни шариковой опоры. Башня опиралась на колонну, установленную на полу боевого отделения. Вручную, при помощи колеса, перемещавшегося по ходовому винту колонны, можно было приподнять башню и осуществить ее вращение. Только в таком положении мог быть обеспечен круговой обстрел из пулемета.
В 1906 году бронеавтомобиль Накашидзе совершил испытательный пробег по маршруту Петербург — Ораниенбаум — Венки, во время которого двигался по шоссейным и проселочным дорогам, а также по пашне. На полигоне стрелковой офицерской школы в Ораниенбауме проводились опытные стрельбы. Результаты стрельбы как с ходу, так и с места были признаны высокими. В том же году машина демонстрировалась на Царскосельских маневрах. Комиссия, принимавшая испытания, признала бронеавтомобиль вполне пригодным для разведки, связи, для срыва атак кавалерии и преследования противника.
Подробности дальнейшей судьбы машины до нынешнего дня появлялись, к сожалению, только в зарубежных публикациях. Из книги “Советские танки и боевые машины во второй мировой войне”, изданной в Лондоне в 1984 году, следует, что было намечено производство опытной партии броневиков на Ижорском заводе в Колпине под Петербургом. Но вследствие большой загруженности завода — главного производителя брони для флота — военное министерство заказало еще 10 машин во Франции. Заказ был выполнен в 1908 году. Но только 8 бронеавтомобилей прибыли в Россию, два были “потеряны” при транспортировке через Германию. Несколько позже они появились на маневрах ландвера.
В фондах Центрального государственного военно-исторического архива в Москве хранится любопытный документ: письмо директора-распорядителя общества автомобилей “Алда” Фернанда Шаррона от 15 марта 1915 года, адресованное русскому военному министру. В своем письме Шаррон просит сообщить “...являются ли блиндированные автомобили, которыми в настоящее время столь успешно пользуется русская армия, теми, которые я доставил Вашему Правительству в 1905 году во время маньчжурской войны”. Следующая фраза письма является веским подтверждением информации из английской книги, приведенной выше: “...мы доставили Русскому Правительству несколько военных машин, первый экземпляр которых был испытан в присутствии его Императорского Величества. Я был бы признателен за сообщение, послужили ли эти машины “типом” для постройки тех, которыми в настоящее время пользуется русская армия...” Что ж, у Фернанда Шаррона были все основания для гордости.