НЕУЯЗВИМЫЙ БОГАТЫРЬ

«Танк Т-34 явился результатом упорного труда талантливой группы конструкторов во главе с М. И. Кошкиным. KB — конструкторской группы во главе с Ж. Я. Котиным. Немецкая техническая мысль не только не сумела создать ничего подобного советским танкам; ей оказалось не под силу воспроизвести хотя бы приближенную их копию».

Начальник Генерального штаба,
первый заместитель министра обороны СССР,
Маршал Советского Союза М. В. ЗАХАРОВ

Июнь 1941 года. С 24-го числа в районе Луцк — Броды — Дубно идет упорное танковое сражение. С обеих сторон участвует большое количество танков. 1-я танковая группа немцев несет тяжелые потери. И тогда противник вводит в бой свои тяжелые танки «рейнметалл». Немцы уверены в победе. Эти тридцатитонные машины яркой тигровой окраски, вооруженные двумя орудиями и двумя пулеметами, должны смять боевые порядки наших танкистов.

Однако получилось иначе. Перед лавиной фашистских танков появилось с десяток тяжелых советских танков KB из 8-го механизированного корпуса, которым командовал генерал Д. И. Рябышев. Снаряды немецкого тяжелого танка, выбивая искры из брони KB, с воем рикошетируют во все стороны, рвутся на бортах башен, но KB уверенно продвигаются вперед, безбоязненно подходят на близкие дистанции и на выбор бьют по танкам противника. Вот сорвана башня с одного «рейнметалла», зачадил черным дымом другой, словно картонная коробка развалился от взрыва боеукладки третий. Все чаще и чаще загораются танки врага, а богатыри KB, спокойно выдерживая попадания снарядов; заставляют их повернуть и искать спасения в бегстве.

Фашисты не раз встречались с танками KB и позже. Генерал-майор инженерно-технической службы Ф. И. Галкин, воевавший в 1942 году на крымской земле в должности начальника автобронетанкового управления фронта, вспоминает:

«Вместе с войсками мне довелось ступить на Керченский полуостров, откуда нашим десантом в конце декабря 1941 года была отброшена на Парпачский перешеек 46-я пехотная дивизия и другие части врага. Легендой звучат рассказы о подвигах экипажей танков KB, когда они группами или в одиночку совершали рейды по территории, уже занятой противником, сея смерть и панику».

О боевых делах экипажа KB братьев Шевцовых знал весь фронт. После призыва в армию четверо братьев — Виктор, Павел, Николай и Василий — попали в учебную часть при одном из танковых заводов. Там они сами отрегулировали, опробовали на ходу тяжелую машину KB и попросили не разлучать их — назначить в один экипаж. Командование знало, что дружный, спаянный коллектив — это половина успеха в бою, поэтому не возражало. Вскоре на башне KB появилась выведенная белыми буквами надпись: «За Родину! Экипаж братьев Шевцовых».

Однако командование не сразу доверило еще необстрелянным братьям боевую машину. Вопреки штатному расписанию Виктор стал заместителем командира танка, а командиром стал опытный, закаленный в боях Леонид Арефьев. Механиком-водителем стал Павел, командиром орудия — Николай, радистом — Василий. Экипаж не раз ходил в расположение противника, уничтожал его огневые точки. В одном из жарких боев, которые вела 40-я танковая бригада, был ранен Арефьев. Из этого боя танк вышел с 53 вмятинами от снарядов на броне, но ни один из них не остановил машину.

Теперь командиром танка стал Виктор Шевцов. На него можно было положиться.

19 марта 1942 года экипаж вступил в единоборство с десятью вражескими танками. Останавливаясь на несколько секунд перед каждым выстрелом, экипаж Шевцовых с дистанции 350-500 м подбивал и подбивал немецкие машины. Несмотря на сосредоточенный огонь всей неприятельской группы, KB оставался невредимым и упорно продвигался вперед. Четыре фашистских танка, уже охваченных пламенем, стояли посреди балки. Два в результате прямого попадания в боеукладку превратились в бесформенную массу обломков. Один встал, беспомощно распластав гусеницу. Не только от бронебойных, но и от фугасных снарядов, выпущенных почти в упор, как яичная скорлупа, проваливалась броня фашистских танков.

Некоторые, поспешно отстреливаясь, давали задний ход. Другие разворачивались, поспешно растекались по краям балки, но там их встречали врытые в землю «тридцатьчетверки».

Танк КВ-1 был первым в мире серийным тяжелым танком противоснарядного бронирования. Многие конструкторы разных стран мира уже давно пытались создать танк, сочетающий в себе мощное вооружение, надежное бронирование и высокую подвижность на поле боя. Среди ряда возникающих проблем нужно было решить одну, основную: как сочетать мощность оружия, толщину брони и скорость танка. Основным методом проектирования в начале 30-х годов был подход к тяжелому танку как к боевой машине, имеющей несколько пушек и пулеметов. Размещалось вооружение в нескольких башнях. Таким был, например, английский тяжелый танк «индепендент» («независимый») Он имел одно орудие и пять пулеметов, размещавшихся в пяти башнях (рис. 1). В условиях противопульного бронирования это являлось характерным и оправданным, так как многочисленные башни с тонкой броней не очень значительно увеличивали вес танка.



Поэтому созданный в 1933 году советскими конструкторами танк Т-35 (рис. 2) тоже был 5-башенным. Но вооружение его было гораздо сильнее: он имел три орудия и пять пулеметов. Позднее часть этих танков даже была оборудована стабилизаторами для пулеметных башен, улучшающими условия стрельбы с ходу. Однако с развитием противотанковой артиллерии надо было подумать о защите экипажа и механизмов танка от поражения снарядами.



В 1938 году коллектив конструкторов, возглавляемый Ж. Я. Котиным, проектирует и строит два опытных тяжелых танка противоснарядного бронирования: Т-100 и СМК (рис. 3). И хотя все еще сказывалась инерция в сохранении у тяжелого танка нескольких башен, число их уменьшили до двух, в которых разместили 76- и 45-мм пушки и три 7,62-мм пулемета. Имея броню 60 мм. танки весили 55-56 т. Слабым местом Т-100 была уязвимость ходовой части, имеющей рессорную подвеску, и легкая воспламеняемость при поражении карбюраторного двигателя мощностью 500 л. с. Вес танков тоже был велик. Конструкторы пришли к выводу, что танк противоснарядного бронирования должен быть однобашенным, снабженным одной пушкой. В это время за границей, кроме Германии, создавшей тяжелый танк «рейнметалл», тяжелых танков не строили, а американские конструкторы даже в проектировании средних машин придерживались тенденции многобашенного вооружения, как, например, у танка М3. Выигрыш в весе при установке одной башни и сокращении внутреннего объема танка вследствие уменьшения численности экипажа создавал необходимые условия для увеличения толщины брони без увеличения общего веса танка.



Тяжелый танк КВ-1 начал строиться в феврале 1939 года. В сентябре того же года он был показан правительственной комиссии. Танк без труда преодолевал различные препятствия. 75-мм броню не могла пробить ни одна противотанковая пушка. Для серийного производства машина была принята в один день с танком Т-34 — 19 декабря 1939 года. Впервые в танкостроении на тяжелом танке была установлена длинноствольная 76-мм пушка с начальной скоростью полета снаряда 662 м/сек (начальная скорость бронебойного снаряда 75-мм пушки немецкого танка T-IV равнялась 330 м/сек). На танке был установлен дизельный двигатель В-2 — 600 л. с., безопасный в случае поражения и не создающий помех для радиостанции. Скорость танка доходила до 40 км/час, а широкие гусеницы обеспечивали удельное давление на грунт 0,7-0,75 кг/см2, тогда как немецкие, английские и французские имели 0,95 — 1,0 кг/см2. Экипаж состоял из пяти человек.

Впервые в тяжелом танке была применена торсионная подвеска. Главная ее особенность заключается в том, что каждый опорный каток вместо обычных рессор и пружин передает через балансир свои колебания на упругий торсионный вал, укрытый в корпусе. Скручиваясь, он обеспечивает танку высокую плавность хода на неровных участках пути. Конструкция ходовой части стала исключительно простой. Танк получил возможность двигаться даже при повреждении одного или нескольких катков.

Все эти качества позволили вывести танк КВ-1 в число лучших тяжелых танков первого периода Великой Отечественной войны.

КВ-1 послужил базой для дальнейшего создания тяжелых танков. В 1940 году выпускается серия танков КВ-2 с 152-мм гаубицей в башне (рис. 4). Честь машин была оснащена огнеметами в сочетании с 45-мм пушкой и получила наименование КВ-8.





Танк КВ-2 в Музее Советской Армии

Эти стальные крепости оказались настолько грозными для врага, что в 1941 году появилась директива немецкого командования, запрещающая вступать в бой с танками этого типа, а борьба с ними перекладывалась на авиацию и зенитную артиллерию, снаряды которой пробивали толстую броню.

Немецкие конструкторы лихорадочно искали средства для борьбы с нашими тяжелыми танками. Подготовляя свое наступление в 1943 году под Курском, командование противника возлагало большую надежду на свою новую бронетанковую технику — танк T-IV («тигр») и самоходное орудие «фердинанд».

В этих машинах была резко увеличена толщина брони и соответственно вес. Устанавливались новые пушки калибра 75-88 мм. Скорость танка «тигр» равнялась скорости КВ-1 (40 км/час).

Советские конструкторы противопоставили немецкой технике новые танки КВ-85 (рис. 5) и самоходное орудие СУ-152 (рис. 6), построенное на базе КВ-85. Они были вооружены соответственно 85-мм и 152-мм орудиями.





При увеличении калибра орудия и толщины брони скорость не только не упала, а возросла до 42 км/час.

Калибр пушки самоходной установки СУ-152 значительно превышал калибр самоходной установки «фердинанд». Успешно действовавшая против немецких танков «тигр» и «пантера», она получила в войсках неофициальное название «зверобой».

В дальнейшем конструкторский коллектив под руководством Ж. Я. Котина, ныне генерал-полковника инженерно-танковой службы, Героя Социалистического Труда, продолжал работать над совершенствованием тяжелого танка. На смену танкам KB пришел ИС-1 (рис. 7), а затем ИС-2 и ИС-3.



Совершенствование броневой защиты шло в направлении поисков более совершенных форм корпусов, так как необходимость увеличения толщины брони вызвала бы и увеличение общего веса танка.

Существенную роль в защищенности танка играет не только толщина брони, но и формы броневых корпусов и башен. Наклонное расположение броневых листов и обтекаемая форма башни уменьшают «угол встречи» снаряда с броней, и снаряд рикошетирует.

Удачно была подобрана форма корпуса и башни танка ИС-3 (рис. 8), который имел 122-мм пушку.



После появления танков серии ИС американская печать отметила: «...если средний танк (М-48, США. — Прим. автора) явился данью уважения к 88-мм немецкой пушке, то тяжелый танк (Т-34, США) является результатом уважения к серии русских танков ИС». (Журнал «Армор», июль 1953 г.)

Танки улучшались и в последующие годы.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ТАНКОВ

Тактико-технические данные

Марки танков

T-35

СМК

Т-100

КВ-1

КВ-2

КВ-85

СУ-152

ИС-1

Год выпуска

1933

1937

1938

1939

1940

1943

1943

1944

Вес в т

50

50

58

47,5

52

46

42

47

Вооружение: пушка, калибр в мм

1-76, 2-45

1-76, 1-45

1-76, 1-45

1-76

1-152

1-85

1-152

1-85

пулемет, калибр в мм

5-7,62

3-7,62

3-7,62

3 — 7,62

3-7,62

3-7,62

 —

3 — 7,62

Толщина брони в мм

20-30

75-80

75-80

75-95

75

75-100

75

90-120

Скорость в км /час

30

35

35

37-40

35

42

42

37

Экипаж (чел.)

9

6

6

Б

6

5

5

4

Двигатель: тип

карбюраторный

карбюраторный

карбюраторный

дизельный

дизельный

дизельный

дизельный

дизель ный

Мощность в л. с.

500

500

500

600

600

600

600

520

А. БЕСКУРНИКОВ, инженер



Модель танка КВ-1

В 5-м номере нашего журнала за этот год было рассказано о танке Т-34 и о том, как построить его модель. В этом номере — рассказ об управляемой модели танка КВ-1 («Клим Ворошилов») (рис. 1).

Все рекомендации по постройке модели танка Т-34 вполне подойдут и для модели танка КВ. И наоборот. Движущаяся да еще управляемая модель на гусеничном ходу интересна, хотя сложней с изготовлении, чем макет.

Кинематическая схема действующей модели может иметь два варианта компоновки. При первом два одинаковых двигателя приводят в движение каждый свою гусеницу (левую и правую). Изменяя направление вращения одного мотора или останавливая его независимо от другого, можно управлять движением.

При втором варианте один двигатель через электромагнитные муфты приводит в движение обе гусеницы, которые могут независимо друг от друга отключаться от двигателя.

Первый вариант проще. Не надо электромагнитных муфт, требующих дополнительного питания, и устройства сцепления. Электрическая схема модели упрощается. Модель к тому же маневренна — может поворачиваться на одном месте в результате работы независимого реверса двух электродвигателей. Электромоторы жестко соединены с ведущими колесами червячными передачами с отношением 1:20. Ведущие полуоси вращаются в двух подшипниках, один из которых находится в корпусе модели, а другой — в средней стойке.

Выбор электродвигателей зависит от веса модели и ее масштаба. Если масштаб 1:35, то можно использовать 9-вольтовые электродвигатели от игрушек.

Гусеницы отливают из дюралюминия или делают из листовой латуни или жести.

Опорные катки и ведущие колеса можно выточить из дюралюминия, эбонита и даже дерева. На деревянные катки нужно надеть металлические бандажи и вклеить бронзовые втулки. Ведущие колеса, жестко закрепленные на полуосях, вытачивают из дюралюминия и по разметке выпиливают надфилями зубчатый венец для зацепления с гусеницей. Остальные колеса свободно вращаются.

Корпус модели лучше спаять из луженой жести толщиной 0,5 мм. Тогда все наружные приспособления и устройства делаются из медной проволоки, латуни, жести и припаиваются к корпусу. Для осей, проходящих через корпус, точатся бронзовые подшипники — втулки. Два двигателя получают питание от двух батареек от карманного фонаря (9 в). И те и другие размещены в корпусе (рис. 2). От двигателей и батареек к пульту управления идет шесть проводов. В пульт вмонтированы два переключателя (реверс моторчиков). В нейтральном положении электродвигатели отключены от источников питания. Батарейки можно разместить и в пульте.

Этот вариант предпочтительней, так как общее сопротивление цепи уменьшается вдвое.

Пульт (рис. 3) можно сделать из пластика или фанеры. Внутри него разводятся провода к переключателям. Величина пульта зависит от того, расположено ли в нем питание или нет. На пульте должен быть установлен тумблер для общего отключения питания.

Переключатели поворачиваются вокруг осей. В нейтральном положении они удерживаются пружиной двухстороннего действия. Остов рычага — металлический, контакты приклепываются к нему через текстолитовые прокладки и эбонитовые втулки (рис. 4). В качестве контактов можно использовать медные или латунные клепки. К контактам рычага срезу приклепываются лепестки для отводе проводов к электродвигателю. Остальные детали модели см. на рисунке 5.

Г. ПОТАПОВ, г. Киев



Рис. 1. Чертеж танка КВ-1: 1 — опорный каток; 2 — направляющее колесо; 3 — надгусеничная полка; 4 — бронезащита лобового пулемета; 5 — орудие; 6 — ограждение прицела; 7 — ограждение смотрового прибора; 8 — бронезащита кормового пулемета; 9 — ящики для инструмента и принадлежностей; 10 — ведущее колесо; 11 — поддерживающий каток; 12 — фара; 13 — смотровой люк механика-водителя; 14 — вентилятор, 15 — люк-лаз; 16 — люк башни; 17 — бронесетка; 18 — балансир; 19 — торсион.

Рис. 5. Некоторые детали модели тайка КВ-1: 1 — ограждение прицела; 2 — вентилятор; 3 — ограждение перископа; 4 — бронезащита пулемета; 5 — направляющее крыло; 6 — опорный каток; 7 — ведущее колесо; 8 — зубчатый венец; 9 — направляющий каток; 10 — механизм натяжения гусеницы.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1970, №9
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100