НА ПЬЕДЕСТАЛЕ...

Когда бы монумент велели мне
Воздвигнуть всем, погибшим здесь,
в пустыне,

Я б на гранитной тесаной стене
Поставил танк с глазницами
пустыми...

К. СИМОНОВ

Японские самураи готовили провокацию старательно и давно. Начальник штаба Квантунской армии генерал Итагаки говорил тогда: «Если Внешняя Монголия будет присоединена к Японии и Маньчжурии, то безопасности Советского Дальнего Востока будет нанесен сильнейший удар...» И вот теперь 38 тыс. солдат, 310 орудий, 145 танков и бронемашин, 225 самолетов готовились к наступлению.

Но советско-монгольское командование решило опередить врага. 11-я танковая бригада, которой командовал комбриг М. П. Яковлев, 7-я мотоброневая бригада и 24-й мотострелковый полк получили приказ: нанести контрудар по японским захватчикам. 3 июля 1939 года началось сражение, вошедшее яркой страницей в историю Вооруженных Сип СССР и Монголии.

...Тяжесть боя сразу легла на танки, ибо тонкая сталь бронеавтомобилей была слишком уязвима для огня крупнокалиберных пулеметов японцев, машины зарывались в песок, перегревались двигатели. Противник успел оборудовать позиции для артиллерии, вырыл и замаскировал «волчьи ямы». Укрытые в барханах пулеметы вели ожесточенный огонь по смотровым приборам. Но танковые батальоны, искусно маневрируя, огнем и гусеницами смяли позиции артиллерии, уничтожили пулеметные точки, проложили бреши в колючей проволоке. Пехота уверенно шла по их следам, выбивая остатки вражеских подразделений из окопов и блиндажей. Как писал один из захваченных японских офицеров, «произошло страшное замешательство, лошади разбежались, таща за собой передки орудий, автомашины помчались во все стороны. Весь личный состав пал духом».

Храбро сражались советские танкисты. Во время боя машина командира 1-го танкового батальона В. А. Копцова была подбита. Экипаж до темноты отбивал атаки врага, а затем устранил повреждение гусеницы. В это время к танку подошел японский тягач и сделал попытку увести машину в расположение своих войск. Боеприпасы советский танк уже израсходовал, отбить вылазку врага было нечем. Но, как только тягач вывел танк из котлована, механик-водитель завел двигатель... С трофеем экипаж Копцова прибыл в расположение бригады.

Несколько тысяч солдат, десятки танков и много другой военной техники и имущества потеряли японцы на склонах Баин-Цагана. Основную роль в разгроме противника сыграли танки серии БТ. Стремительность автомобиля, большая дальность пробега по шоссе и проходимость гусеничной машины — эти качества объединяли в себе легкие колесно-гусеничные танки — пожалуй, самые знаменитые советские танки предвоенных лет.

Еще в 20-х годах родилась идея создать броневую машину с комбинированным колесно-гусеничным движителем. Проблемой повышения подвижности танковых соединений при перебросках по дорогам много занимались в Англии, во Франции, в Швеции и Чехословакии. Колеса автомобильного типа устанавливали либо попарно спереди и сзади, либо по бокам машин, рядом с катками. У одних танков колеса, поднятые над землей, опускались, а корпус танка с гусеницами поднимался. У других, наоборот, опускались или поднимались гусеницы. Механика была очень сложной и громоздкой.

По иному пути пошли советские конструкторы. Они решили увеличить катки с резиновыми бандажами до размеров автомобильных колес. Гусеницы снимались с них, если необходимо было перейти на колесный ход. Задняя пара катков через редуктор получала вращение от двигателя, а передняя была управляемой, как у автомобиля. При этом водитель мог отказаться от рычагов, быстро установив рулевое колесо. Переход с колесного хода на гусеничный занимал около 30 мин.

...Осенью 1931 года появился первый танк этой серии — БТ-2. 7 ноября три первые боевые машины приняли участие в параде на Красной площади. Их вооружением являлась 37-мм пушка Гочкиса, наводимая плечевым упором, и 7,62-мм пулемет, установленный в башне. Мотор мощностью 400 л. с. сообщал танку скорость в 52 км/ч на гусеницах и 72 км/ч на колесах. Запас хода составлял соответственно 200 и 300 км. Весил танк 10,5 т.



Танк вполне удовлетворял требованиям того времени, но имел и недостатки. Плечевой упор — не очень надежный «механизм» наводки. Неудачна была и сама раздельная установка пушки и пулемета. Двигатель, как и пушка, был иностранным. Зависимость от иностранных поставок делала машину особенно уязвимой.

В 1932 году из заводских ворот вышел танк БТ-5. Вот его особенности: пушка калибра 45 мм, новый мотор, усиленные детали ходовой части, новая форма башни, коротковолновая радиостанция. Вес машины возрос до 11,5 т, скорость же и бронирование остались прежними. Несколько изменились размеры башни.



Вооружение на танке БТ-5 «спарили», объединив пулемет с пушкой отечественного производства в одной установке. Отечественным был и двигатель, авиационный М-17 с индексом Т (танковый). Небольшую часть машин вооружили 76-мм пушкой, дав им название «артиллерийских танков». Действуя во втором эшелоне, они обеспечивали атаку огневой поддержкой.

В 1936 году проводились опыты преодоления танками БТ-5 глубокого брода по дну. Танки, оснащенные комплектом уплотнений и воздухопитающей трубой, получили наименование БТ-5ПХ.



Весной 1937 года советские танки БТ-5 со своими экипажами прибыли в Испанию. «Грасиас, камарадас!» — обращались к советским танкистам дети, старики, женщины на улицах Мадрида. «Грасиас, камарадас!)) — проникновенно, с чувством глубокой благодарности сказала, обращаясь к воинам интернационального танкового полка, основу которого составляли советские танкисты, Долорес Ибаррури. «Грасиас, камарадас!» — «Спасибо, товарищи!» — эти слова повсюду сопровождали интернационалистов. Вот один из подвигов, совершенных советскими танкистами.

Во время атаки под Махадаондой машина под командованием Василия Новикова прорвалась через окопы мятежников и стала давить артиллерийские батареи врага. Из окон домов в нее летели бутылки с бензином, горящая смесь стекала под гусеницы, барабанили по броне кирпичи и балки зданий. Внезапно танк, крутнувшись на месте, остановился. Левая гусеница была разбита снарядом. Экипаж продолжал вести огонь.

Темная испанская ночь оказалась невольной союзницей фашистов. Незамеченные экипажем, они подползли к машине и взобрались на броню, пытаясь открыть люки. Однако запоры не поддавались, а отчаянные «руссиа» не собирались их открыть. Тогда мятежники обстреляли танк из орудия. Один из снарядов, пробив броню, вызвал пожар. Обжигая руки, Новиков и его друзья законопатили кусками шерстяного одеяла перегородку между моторным и боевым отделениями, не допустив распространения огня.

Пользуясь темнотой, механик-водитель по приказу командира выбрался из машины и пополз к своим, чтобы сообщить о случившемся. Новиков и башенный стрелок Алексеев продолжали вести пушечный и пулеметный огонь. Очередным снарядом был убит Алексеев, а Новиков получил 13 ран. Превозмогая боль, он снял танковый пулемет и, спустившись под днище, продолжал оттуда разить фашистов. Под утро ремонтники эвакуировали машину а тыл, а через несколько дней танк опять участвовал в боевых действиях.

Боевой опыт испанских событий показал, что нужно подумать об усилении брони. И в танке БТ-7, который был выпущен в 1935 году, толщину лобового броневого листа довели до 20 мм, а бортов до 15 мм. Броневые детали корпуса соединялись не клепкой, как прежде, а электросварксй, что значительно увеличивало надежность соединений. Был увеличен боекомплект 45-мм пушки. На танках выпуска 1938 года цилиндрическую башню заменили конической, чем усилили пулестойкость брони. Некоторые танки, кроме обычного, оснащались еще зенитным пулеметом и пулеметом в кормовой нише башни.

Расчетная максимальная скорость БТ-7 при весе 13,8 т составляла 53,4 км/ч на гусеницах и 73 км/ч на колесном ходу. Эффективность вооружения значительно повышалась введением стабилизатора, позволяющего стрелять во время движения.



В 1938 году на некоторых танках БТ-7 был опробован новый советский дизель В-2. Успешные испытания позволили в 1939 году начать производство новой серии БТ-7М. Эти машины отличались большой скоростью — 62 км/ч на гусеничном и 86 км/ч на колесном ходу. Все танки БТ-7М имели, кроме основного, зенитный пулемет на башне и пулемет в кормовой нише. Двигатель В-2 не только был мощнее на 100 л. с., но и безопасней в случае попадания в него снаряда: дизельное топливо менее возгораемо, чем бензин.

Успешные действия танковых частей на реке Халхин-Гол, а также в освободительном походе на Западную Украину и Западную Белоруссию в 1939 году оказались возможными именно благодаря высокой подвижности и надежности этих машин.

Танки серии БТ прожили очень яркую жизнь. Испания, Хасан, Халхин-Гол, освободительные походы 1939 года, штурм линии Маннергейма и, наконец, Великая Отечественная война. Ведь именно они, «бэтушки», как окрестили их танкисты, отбивали первые атаки врага на западных границах, громипи моторизованные части захватчиков в жестоком танковом сражении под Бродами и Луцком. Они смело выходили на поединки с фашистскими T-II и T-III, составлявшими к началу войны половину вражеского танкового парка.

В ходе войны выявились и недостатки: броня уже не могла защищать экипаж от новых противотанковых орудий врага. Танк был снят с вооружения, и лишь немного машин оставалось в строю на Дальнем Востоке.

Последнюю боевую службу он сослужил в августе 1945 года, когда снова встретился с японцами. Вместе с прославленными тридцатьчетверками на штурм укрепленных районов врага пошли и батальоны БТ. Выпущенные в 1938 году, они и сейчас оказались сильнее своих давних противников — японских танков.

...Тридцать с лишним пет стоит на горе Баин-Цаган этот советский танк. Приходят сюда монгольские крестьяне, заботливо счищают пыль с его стальных бортов, закрывают цветами старые пробоины. Народ помнит подвиг советских танкистов.

А. БЕСКУРНИКОВ, инженер

Модель танка БТ-7

По публикуемым чертежам танка БТ-7 можно построить модель-копию с электрическими двигателями, работающими на напряжении 27 в.

Корпус изготавливается из железа толщиной 0,7 мм по чертежу. Швы следует тщательно пропаять.

Двигатели устанавливаются на диафрагме из дюралюминия толщиной 5-8 мм, которая при помощи уголков крепится к бортам и днищу корпуса. Все катки вытачиваются на токарном станке. Материал — дюралюминий. В задней части корпуса устанавливается червячный редуктор с соотношением 1 : 50. Двигатель соединен с входным валом редуктора через карданный вал. Можно использовать любое другое надежное соединение (гибкий вал, трубу, резиновый шланг высокого давления и пр.).

Гусеницы самодельные. О технологии их изготовления журнал «Моделист-конструктор» подробно писал в № 2 за 1973 год.

Башня вырезается из белой жести по шаблону с чертежа, сгибается, и швы тщательно пропаиваются. В башне установлен механизм поворота ее и механизм подъема и опускания ствола. Привод обоих механизмов — микродвигатели ДП-1Г. Механизмы поворота башни, подъема и опускания ствола — редукторы с передаточным отношением 1 : 20 или 1 : 30.

На крышке корпуса приклеены крышки люков, выхлопные трубы, радиаторы двигателя и прочие детали, указанные в чертеже.

Следует обратить особое внимание на тщательность сборки ходовой части. Испытывать ее следует на пониженном напряжении, а затем, когда все части притрутся Друг к другу, а особенно «гребешки» к звездочке, надо перейти на напряжение в 27 в.

Управление моделью осуществляется с пульта, который соединяется с ней шестиметровым кабелем, имеющим 12-штырьковый разъем.

Модель готова. Перед покраской ее шпаклюют и зачищают наждачной бумагой. Цвет корпуса и башни — светло-зеленый, гусениц и выхлопных труб — черный.



Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1973, №9
Scan: Владимир Петрушенко



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100